Нет детей своих и чужих, все — наши. Всем кому дорога наша страна и её будущее — наши дети — не могут остаться равнодушными к этой информации.
Я не выписываю газету «Новоусманская Нива» и этот экземпляр от 09.11.2010 № 123 (тоже очень символичная цифра) попал ко мне не случайно. Его воткнула мне в калитку незнакомая женщина. Я понимаю, что мне пришла информация от Вселенной, поэтому я очень внимательно просматривала все страницы пока не нашла статью, ради которой эта газета ко мне и попала.
Статья называлась «Здоровье школьников было хуже только во время войны», — так считает детский врач Леонид Рошаль, и с этим трудно не согласиться. Эпиграф к статье гласит: «Тревога дня. Обучение в школе является фактором риска, серьёзно влияющим на здоровье детей. Специалисты насчитали примерно 30 негативных для ребёнка моментов. Шариковая ручка и горизонтальная парта в их числе».
Я хочу полностью перепечатать статью врача-пенсионера Татьяны Бартеньевой, отражающую реальное положение дел со здоровьем наших детей.
«Районка не раз писала, что две трети призывников имеют серьёзные проблемы со здоровьем. Можно обратиться к данным Минздрава…
67% школьников страдают отклонениями в физическом развитии, а 21% хроническими заболеваниями, в том числе ведущими к инвалидности. Общая заболеваемость детей за последние 10 лет выросла на 9,3% . Одновременно увеличивается и количество диагнозов у одного ребёнка. Так, если дети до 7-8 лет имеют 2-3 диагноза, то в 16 лет уже 3-4. А у каждого пятого российского старшеклассника пять и более функциональных нарушений. По мнению детского врача Леонида Рошаля, «здоровье школьников было хуже только во время войны».
Между тем в России разработаны уникальные методы здоровьесберегающего обучения, которые не требуют больших материальных затрат и доступны практически везде.
…Комнаты занятий в начальных классах московской школы №760 им. Маресьева не похожи на те, к которым привыкло большинство из нас. Рядом с партами стоят специальные конторки, за которыми можно работать стоя. Каждые 15 минут дети меняются местами — тот, кто сидел, встаёт за конторку, и наоборот. Кроме того, несколько раз в течение урока они делают лёгкую разминку и специальные упражнения для глаз: «ловят» огоньки загорающихся в разных углах класса лампочек. Казалось бы, ничего сложного. Но вот результат: если в среднем по Москве 23% школьников имеют близорукость, то в школе №760 — только 12%.
Ещё одна «хитрость» — дети пользуются только перьевыми ручками, которые макают в чернильницы.
Оказывается, приучать первоклашек к шариковым ручкам — значит наносить серьёзный вред их здоровью.
«Исследования показывают, что при пользовании шариковой ручкой у детей происходят задержка дыхания, сбой сердечных ритмов, а через 20 минут неотрывного письма появляются признаки стенокардии», — говорит директор школы Владимир Гармаш. А вот при письме перьевой ручкой рука работает в импульсивном режиме — сначала напряжение, потом расслабление, и вреда для здоровья не возникает.
Ещё один враг школьника — парта, особенно без наклона.
«Ни одно живое существо не находится столько времени в сидячем положении, сколько ребёнок, который пришёл учиться. Это совершенно противоестественно», — утверждает Владимир Гармаш. Поэтому в его школе — только наклонные парты и конторки для работы стоя.
Все эти нехитрые и абсолютно доступные технологии — азы разработанной ещё 30 лет назад методики профессора Владимира Базарного. По основной своей специальности он врач-офтальмолог, хирург высшей категории. Но уже много лет назад пришёл к выводу, что все болезни, сопровождающие взрослого человека, можно попытаться предотвратить ещё в школьном возрасте.
Согласно исследованиям Базарного, основная причина болезней кроется в том стрессе, который испытывает ребёнок в школе. А самый главный стресс — лишение детей естественной потребности двигаться. Организм ребёнка, согнувшегося в неестественной позе над партой, испытывает сильное напряжение. Если оно кратковременное, ничего страшного не произойдёт. Но если стресс от неестественной позы затягивается, то, по словам В. Базарного, «возникает эффект сброса «в никуда» нервной энергии, своего рода выгорание и как следствие — все мыслимые поломки в системе жизнеобеспечения». Например, увеличение щитовидной железы, проблемы с сердцем и позвоночником. Задумайтесь обо всём этом родители, педагоги и организаторы учебного процесса».
Информация к размышлению получена очень серьёзная, не правда ли?
А если учесть, что дети сейчас просто другие, которых называют дети-индиго, кристальные, дети сердца, просто новые дети… И мы знаем, что они гиперактивные, умные, не признающие авторитетов, знающие, что им нужно и интересно в жизни… А мы с детства калечим им физическое и психическое здоровье, обосновывая наше нежелание перестраивать учебный процесс в школах тысячами оправданий. А если они бунтуют — мы начинаем их называть несносными и обвинять во всех смертных грехах.
Кто-нибудь мне ответит на один вопрос: ПОЧЕМУ?.. И как долго мы будем оставаться сторонними наблюдателями, пассивно содействующими старым методам обучения и воспитания наших детей?.. Разве нет желающих сказать себе: что могу и сделаю я для здоровья, радости и процветания детей — нашего будущего?..
Есть замечательная мудрость: хочешь изменить мир — начни с себя. Может нам, взрослым, пора менять СЕБЯ и СВОИ стереотипы мышления, СВОИ привычные подходы к обучению ради ЗДОРОВЬЯ наших детей. Это уже не громкие слова, а реальность наших дней.
С уважением,
Ирина Лычагина
психолог
Комментарии